Целью воспитания является создание предпосылок для изменения поведенческих моделей ученика. Если процесс воспитания не вызывает таких изменений, то он не имеет воспитательной ценности. Результатом воспитательной деятельности должны быть конкретные и постоянные изменения поведения. Если более важно, чтобы эти изменения были направлены в позитивное русло. Это должны быть конструктивные, четкие и постоянные перемены, которые способствовали бы ученику в достижении поставленной и перед собой цели. Они должны быть полезными для самого ученика, и для общества, к которому он принадлежит.
Если рассматривать в этом аспекте боевые искусства, то они обладают огромной воспитательной ценностью. Занятия боевыми искусствами способны вызвать значительные положительные изменения в физическом, психологическом и эмоциональном развитии человека. Поскольку тренировочные методики боевых искусств основываются на законах природы, организм человека может легко приспособиться к выполнению фундаментальных техник, вследствие чего ученик способен достичь пика своего физического развития.
Физические изменения в организме человека неизбежно влекут за собой изменения психологические и эмоциональные, которые и являются для многих главной целью занятий боевыми искусствами. Увеличение физической силы, избавления от лишнего веса, повысившаяся координация движений и способность овладения новыми приемами и техниками ведут к росту самооценки ученика. Человек, замечая, как повышаются его физические возможности, начинает чувствовать все большую уверенность в собственных силах и в том, что он способен достичь успеха в жизни. Он начинает верить в себя, это касается не только боевых искусств, но и любых сфер человеческой деятельности.
Эти изменения особенно цены для детей и подростков. Молодые люди, только начавшие свой жизненный путь, часто испытывают растерянность и неуверенность, особенно когда перед ними встает необходимость принятия какого-либо решения. Это может стать причиной развития комплекса неполноценности. Если дети не знают, как справиться собственными проблемами, они могут искать пути их преодоления в деструктивной и тупиковой деятельности, обращаясь к наркомании и алкоголизму. Если же дети получают опыт преодоления препятствий, как это неизбежно происходит при изучении боевых искусств, они на собственном примере поймут, что безвыходных ситуаций не существует. К любым изменениям они станут относиться как к вызову и научаться прилагать все силы для решения возникающих перед ними проблем.
Обладая положительной самооценкой, ребенок не нуждается в таких искусственных стимуляторах собственного образа, как наркотики, алкоголь, уличные компании, криминальная деятельность и множество прочих порочных видов активности, стремящихся заманить детей в свои сети. Когда человек доволен собой, у него возникает чувство самоуважения. А это позволяет человеку воспринимать себя таким, каков он есть, и уверенно двигаться по жизни преодолевая любые возникающие перед ним препятствия. Уверенность в себе – лучший двигатель самосовершенствования. Если человек полностью отдает себе отчет в том, кем он является, и ставит перед собой ясные и конкретные цели, он уже находиться на пути к росту и успеху.
Однако, как бы просто и логично ни звучало все сказанное выше, процесс самосовершенствования представляет собой трудный и долгий путь. Прогресс возможен только при напряженной работе, целеустремленности и терпении. Занимаясь боевыми искусствами, дети и взрослые учатся не прятаться от проблем, а преодолевать их даже в тех ситуациях, которые на первый взгляд кажется, что положение, в котором они оказались, не имеет позитивного решения. В этом состоит главная ценность боевых искусств и процесса воспитания, который продолжается всю жизнь.