Что такое КАРАТЭ? КАРАТЭ-ДО ( КАРА - пустая , ТЭ - рука , ДО - путь ) - это искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами . Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, оно является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.
Удивительно, что исследование приемов КАРАТЭ , созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно.
Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - ЗЭН: " истолковать ( показать )
себя пустым ". Мастер КАРАТЭ как боевого искусства - Фунакоши Гичин - избрал именно этот характер значения КАРАТЭ . Он писал : "Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил , действуя в направлении последних . Это и является смыслом КАРАТЭ". КАРА - опустошение.
ИСТОРИЯ КАРАТЭ
Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад . Индийский монах Дхарма , бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть ( выносливости ) и физической силы , и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии . Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы ( драки ) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников . Не имея оружия , монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока . Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы , совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ ( европейское название - КУНГ-ФУ ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом
смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ( "рука Окинавы" ).
Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колосального эффекта . владеющие этим искусством
стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство , придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства , передавая знание его по наследству - от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей ; лишь самурайские фамилии да немногие , никому не известные старые мастера , навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира , бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.
Японской общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином , умершим в 1957 году в возрасте 88 лет . Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ( "пустая рука" ) . Будучи преподавателем ( профессором ) колледжа на Окинаве , Фунакоши Гичин был приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного боевого искусства Министерством просвещения в Токио . Его выступления произвели на публику такое впечатление , что он был наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему мскусству в различных университетах и в Кодокане - центре ДЗЮ-ДО , пока не обосновал в 1936 году ШОТО КАН - величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии.
Японская Ассоциация КАРАТЭ ( НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ ) была основана в 1955 году Фунакоши как главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ . В то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали КАРАТЭ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как
корпорация Министерством просвещения в 1958 году . В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ ; сейчас они проводятся ежегодно , что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта ( соревновательного ). Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100. 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по всему миру.
Роль КАРАТЭ в современный век огромна . Как практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает КАРАТЭ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.
Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЦУКИ ( "укол мечом" )
УЧИ ( "рубка мечом" )
ГЕРИ ( "удары ногами" )
УКЕ ( "блоки" ) Перечисленные выше элементы составляют основные приемы КАРАТЭ . Они являются начальной и конечной целью КАРАТЭ . Эти основные движения усваиваются меньше, чем за 2 месяца; однако в совершенстве изучить их выполнение за такой срок невозможно. Поэтому
необходимо практиковаться регулярно, используя максимум концентрации и усилий в выполнении каждого движения. Однако тренировка не достигнет цели, если она неправильно проводится . Если даже изучать технику КАРАТЭ на научной основе , вместе с инструктором и используя правильный график тренировок, все усилия могут быть тщетными , так как тренировка по КАРАТЭ считается научной лишь тогда, когда она
ведется на основе правильных физических и физиологических принципов.
ТРЕНИРОВКА КАРАТЭ
Тренировка КАРАТЭ - это сложный физический и психологический комплекс упражнений , требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка КАРАТЭ невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца. Перед каждой тренировкой необходимо прежде всего правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. Для этого надо сесть на колени, поджав под себя ноги так, чтобы колени были сведены вместе и направленны вперед, пальцы одной ноги лежали на пальцах другой, корпус прямой, плечи расправленны и параллельны полу, руки на бедрах, подбородок слегка приподнят и смотрит вперед , челюсти плотно сжаты, глаза закрыты. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний . Ваша цель одна - Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.
Помните:"как только Вы перестаете грести , Вас относит назад". Эту фразу необходимо повторять про себя по нескольку раз в течение всей
тренировки , вникая в смысл каждого ее слова.
Для изучения КАРАТЭ необходимо правильно и четко управлять своими мыслями. Чтобы развить в себе такое качество, полезным будет
следующее упражнение. Сядьте, как указано выше, расслабьтесь, забудьте о всех проблемах, тревожащих Вас, представте, что Вас неудержимо засасывает в болото. Ваше тело наполняется тяжестью. Вы чувствуете это. Организм наливается теплом . Вас начинает медленно тянуть к полу: постепенно опускается голова, плечи, корпус. Наклоняясь вперед , Вы медленно вытягиваете вперед руки. Тяжесть полностью наполняет Ваше тело, Вы целиком прижали свой корпус к коленям, и, до конца расслабившись , как бы обтекаете телом свои колени. Руки вытянуты вперед. И вот Вы полностью погрузились в затянувшее Вас болото; Вы лежите на дне самой трясины, не в состоянии пошевелиться. Но Вам жизненно необходимо вырваться из этого омута . Для этого необходимо резкое движение, сильный рывок, который вытянет Вас на поверхность, но для этого Вам нужно не просто усилие, а свехсила, которая на первый взгляд Вам не по плечу. Но она есть в Вас и в Вашем сознании , и Вы должны поверить в нее , иначе
Вам не выбраться из этой трясины. Чтобы сделать этот спасительный рывок, Вы должны полностью сосредоточиться на нем и, собравши в себе все силы , с резким выдохом (можно даже с выкриком) выпрыгнуть из принятого положения как можно выше. Такое упражнение поможет Вам в овладении умением управлять собой, своими мыслями и чувствами. На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости . Помните, что КАРАТЭ является искусством самообороны , а не нападения , применяемым в самом исключительном случае , когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность . Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что "настоящий каратэист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку , а тот, кто сможет уйти от драки". Именно уйти, а не убежать.
В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную . Необходимо знать , что в схватке с противником прежде всего нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов КАРАТЭ . Ведь победа над противником в психологической схватке - это половина фактической победы в реальном контактном бою.
Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете
себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений. Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более
никогда его не бойтесь. Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их
для себя и действуйте согласно им.
Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: "чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит".
Пропущенные Вами адары противника не только физически поражают Вас , но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу
пользу.
Никогда не утешайтесь временным успехом , нерасхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните , что Ваши возможности неограниченны, и совершенствование всегда реально.
Вот несколько советов для психологической тренировки КАРАТЭ и моральной подготовки к бою и ведения его . Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники КАРАТЭ и методики ведения профессионального рукопашного боя.
ФОРМА, РАВНОВЕСИЕ И ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ
КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов . В бейсболе хорошая форма необходима для того , чтобы добиться высокой неуязвимости . Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ . Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.
Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность . Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно , с понижением
центра тяжести , ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные . Однако они будут слабыми , если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше
того , что максимально допустимо . Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться . Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.
Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше , чем на другую . Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге , иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие . Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую . Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его . В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.
Понятие КАРА , как оговаривалось выше , имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие "центра тяжести", который находится на уровне пупка . Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него , то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как
бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота ( у КАРА ) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока , а также находятся в нужном - согнутом - положении , что является немаловажным моментом во время ведения боя , ведь согнутую руку ( ногу ) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.
СИЛА И БЫСТРОТА
Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование
силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов . Одним из них , наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.
Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты , с которой выполняются приемы . Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом , приблизительно равна 1500 фунтов ( 680,4 кг ). Быстрота - важный элемент в приложении силы , однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.
Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам , но и по легким объектам , движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы , однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила , развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом
является то , что большая быстрота достигается тогда , когда сила движется по более длинному пути к цели . Например , в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно , и тело перемещается относительно цели так , чтобы нога полностью разогнулась в момент удара . Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.
Для того, чтобы увеличить силу и быстроту , необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие
тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СИЛЫ
ЦУКИ или ГЕРИ будут слабыми , если бить лишь одной рукой или ногой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех
частей тела одновременно Когда делается ЦУКИ или ГЕРИ, сила движется из центра тела основных мышц к конечностям, окончанию кисти или
стопы . Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью приблизительно 0,01 м/с . Все движение от начала до конца продолжается 0,15 - 0, 18 сек. , если такая скорость движения возможна в правильно выполненном действии . Тренировка способствует тому , что вся имеющаяся концентрируется в ударной точке.
Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия держались свободно и расслабленно, позволяя немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя напрячь в момент концентрации. Сила, концентрируемая во время удара, должна мгновенно расслабиться для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов КАРАТЭ.
РОЛЬ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ
Силу для движения тела дают мышцы . Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы - вот, что необходимо в КАРАТЭ . Даже если
ученик имеет большой опыт в теории КАРАТЭ и знает принципы динамики движений , его прием будет слабым, если его мышцы не будут достаточно сильны и крепки. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Если тренировка в КАРАТЭ ведется по-научному, очень важно знать , какие мышцы участвуют в различных частях движения приема.
Когда отрабатывается новый прием , ученики одновременно используют необходимые мышцы или мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны внимательно следовать советам своего учителя . Когда нужные мышцы действуют полностью и
гармонично, прием получается сильным и эффективным . С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является в крайнем случае потеря энергии, и, что хуже всего, неэффективный прием.
Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что сильное напряжение мышц производит силу.
РИТМ
Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм . Для изучающего КАРАТЭ правильный ритм в обоих случаях: в основных приемах и еще больше в продвинутом спарринге ( КУМИТЭ ). Ритм особенно важен в выполнении официальных упражнений ( КАТА ). Вы должны хорошо подготовиться, чтобы чуть раньше , чем надо , выполнить 3 наиболее важных элемента, применяя силу в свое время , контролируя быстроту в приемах и от приема к приему, и плавно перемещая тело от одного приема к следующему . Эти требования неосуществимы без ритма. КАТА, выполненное лицом, продвинушемся в КАРАТЭ, мощное, ритмичное и, следовательно, красивое.
ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ ( ВЫБОР ВРЕМЕНИ, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ )
Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться. Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой расчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.
Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно , с мышцами , полными энергии и готовыми для любого случая.
НИЗ ЖИВОТА И БЁДРА
Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение . Например , они говорят : "Бейте Вашими бедрами" или "Бросайте Вашими бедрами" , или "Поддайте Вашими бедрами" . В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.
Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там ( КАРА ). Если стойка в КАРАТЭ правильная , центр тяжести находится в Танден . Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить
верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.
Если сила концентрируется в Танден, она, как струя, вливается в выполнение приемов КАРАТЭ; кости таза и голени крепко поддерживают бедра и туловище при повороте. Эта мощная цепкая поддержка позволяет выполнить сильные приемы. Центр тела, то есть низ области живота и бедер играет большую роль в различных движениях КАРАТЭ. Следовательно, нужно стараться делать ЦУКИ, ГЕРИ и УКЕ, бедрами помогая им.
Система обучения в Киокушине основана на взаимосвязанных принципах и формах тренировок: кихон, ката, тамешивари и кумите, которые пронизаны медитативной практикой. Они дополняются специальными упражнениями и тестами, способствующими выработке высокой кондиции и сильного духа.
Кихон - изучение элементов базовой техники без партнера. Это - основа мастерства, достижение чистоты стиля. Кихон - своего рода семя, из которого произрастает дерево боевого искусства.
Ката - это форма, в которую сливается техника ученика, представляющая хореографическую композицию боя c несколькими противниками.
Тамешивари - разбивание различными частями тела и разными способами твердых предметов. По словам самого Оямы, без тамешивари «каратэ подобно дереву, которое не дает плодов»...
Кумитэ - цель и суть каратэ как искусства будо. Длительная и безостановочная борьба с разными, поочередно меняющимися противниками является одним их квалификационных требований.
Сегодня школа Киокушин привлекает представителей разных рас, вероисповеданий, стилей мышления и жизненных укладов. Позитивное содержание современной школы, наследующей лучшие традиции искусств будо, привлекает и наших соотечественников. Безусловную ценность представляет самое очевидное, что отличает Киокушин от многих других школ современного каратэ - воспитание сильных бойцов. И даже не столько сильных бойцов как таковых, сколько людей, сердце и разум которых открыты для глубокого понимания интернациональных, общечеловеческих ценностей.
Этот интернациональный аспект, отмеченный Оямой, а также достижения школы делают реальностью дальнейшее развитие и сохранение Киокушин Будо-каратэ.
Главным символом школы легендарного Оямы является Канку. В символическом «приветствии солнцу» раскрытые руки поднимаются в позицию, позволяющую «созерцать небо». Из этой позиции и образуется символ. Узкие концы Канку представляют собой сомкнутые пальцы и символизируют конечность. Широкие части представляют запястья и символизируют бесконечность, подразумевающую глубину. Символ Канку заключен в окружность, символизирующую непрерывность и круговое движение. Система требований Киокушин - одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса. Цвет пояса означает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизирует чистоту и незнание, голубой - цвет неба при восходе солнца, желтый - восход солнца, зеленый - распускающийся цветок, коричневый - зрелость, черный - мудрость.
5 аспектов каратэ
Изначально нужно отметить, что каратэ по своей сути есть искусство побеждать самого себя. Многие согласятся с этим утверждением, поскольку на собственном опыте ощутили победу над ленью, страхом, неуверенностью, слабостью и укрепили не только свое физическое тело, но и духовные качества.
Но для того, чтобы получить максимальную пользу от занятий каратэ необходимо, прежде всего, определить тот аспект каратэ (или несколько) совершенствование в котором вам необходимо. А для этого в свою очередь нужно четко определить, что представляет собой каратэ.
В данное время каратэ представлено такими аспектами:
1. техника боя;
2. самозащита;
3. спорт;
4. путь воина;
5. физическая культура.
Вначале остановимся на технике боя. Это принципиальная причина существования каратэ. Эта техника, использующая все естественные возможности человеческого тела, является подлинной наукой об ударах, наносимых в жизненно важные точки противника. Она была разработана людьми, которые в силу своего положения не имели оружия, кроме своего тела, для отражения нападение врага; эти люди наносят свои атэми (буквально "удары, наносимые по телу") с целью атаки или быстрого сокрушительного ответа. Одного удара должно быть достаточно для того, чтобы наверняка вывести противника из боя сломав ему кости, повредив органы, вызвав внутреннее кровотечение и т. д. Кроме того, как утверждают некоторые эксперты существовала еще и секретная техника, называемая "саннэн-гороси", состоявшая в нанесении ударов, влекущих за собой внезапную смерть по истечении трех лет.
Как бы там ни было, каратэ предлагает внушительный набор сокрушающих действий, немедленную эффективность которых легко проверить. Начиная со средневековья, оно остается, по крайней мере, на гипотетическом поле боя, варварским средством; однако в данном случае речь идет об исходе сражения, а во время борьбы за существование нет места учтивости. Никогда не следует забывать, что основной целью каратэ является реальный бой. Всякий стиль, отклонившийся от этого, не есть подлинное каратэ. Однако просто как методика боя оно нежизнеспособно, потому что в современном мире, где народам угрожает другое оружие, и где каждый должен проповедовать мир, для него нет места. Но здесь на передний план выступают другие его аспекты.
Теперь перейдем ко второму аспекту каратэ - самозащите. Каратэ может сослужить свою службу как система защиты от нападения с оружием или без. Как система самозащиты более жесткая, чем дзюдо и айкидо, она не требует специальной адаптации своей техники; любой из ударов каратэ может быть применим против партнера в "додзе" (зал для изучения каратэ) точно так же, как и против "классического" противника, внезапно по являющегося на улице. Этот момент ценен и не всегда присутствует в других системах. Защита, предлагаемая каратэ, жесткая и, следовательно, должна применяться осмотрительно. Одновременное использование рук и ног, постоянная душевная настроенность на реальную схватку, которую воспитывают занятия в додзе, овладение физическими и психическими силами, достигаемое тренировками, объясняют тот факт, что каратэка среднего уровня способен противостоять сразу нескольким противникам. Старинное наставление предписывает настоящему каратэка вступать в схватку не менее чем с тремя соперниками, чтобы оставить им какой-то шанс на победу! Основополагающее правило требует все же, чтобы каратэка никогда не нападал первым.
Итак, на очереди каратэ как спорт. Судя по все чаще организующимся национальным и международным встречам и спортивным соревнованиям, данный аспект каратэ интенсивно развивается. Впрочем, толчок в этом направлении дали сами японские мастера под давлением учеников, вероятно по причинам, связанным с престижем своих школ.
Стычки между последователями соперничающих школ и непрестанно нарастающее число жестоких схваток навели учителей на мысль о том, что стоит вести соревнования, урегулированные спортивными правилами. Поэтому было бы неверно утверждать, что спортивный аспект каратэ является порождением падких на всевозможные соревнования людей Запада; однако не подлежит сомнению тот факт, что этот аспект привлекает больше молодежи и больше стимулирует интерес к каратэ (наибольшее число занимающихся находятся в возрасте от 17 до 2З лет). Это мужественный спорт, в котором у коротышки столько же шансов, сколько и у великана, а у "мухача" - столько же, сколько у тяжеловеса, потому что для победы не нужно сходиться с противником вплотную, и при любом ударе дело не доходит до контакта. Можно одобрять такую эволюцию или сожалеть о ней, но все же следует признать, что она оттеснила на второй план традиционные и бесплодные распри о преимуществах стилей, и заставило вернуться к основной цели каратэ - умению применять его в бою. Спорт станет фактором, стимулирующим продвижение к унификации стилей и к нивелировке приемов обучения.
Теперь же рассмотрим каратэ как путь воина. Спорт - это тот аспект каратэ, который объясняет его живучесть, но не является единственной ее причиной. Мы касались до сих пор только "каратэ-дзюцу" (искусство каратэ). Существует еще и "каратэ-до"; суффикс "до" (путь) напоминает о том, что каратэ - это также и путь к такому высшему ментальному уровню, который искали философы и мистики всех времен. Этот духовный аспект не менее увлекателен. Искусство боя, каратэ стало средством развития человека, как физического, так и умственного, путем совершенствования человеческой природы в напряженных и трудных испытаниях.
Каратэ - это еще и тренировка, основным назначением которой является возврат человеку ясности духа, его чистоты и простоты, то есть такого духа, каким человек обладал изначально, пока он не потускнел под воздействием внешнего мира. Каратэ дает человеку то состояние спокойствия, которое может дать осознание и господство над собой во всех случаях жизни. Эту безмятежность можно найти только в таком состоянии духа, которое буддизм Дзен квалифицирует как "пустоту": это второе значение слова "кара" которое подразумевает не только отсутствие всякого оружия, по и отсутствие всяких дурных и тщеславных намерений.
Вопреки первому впечатлению, каратэ не развивает воинственность, а учит чувству меры, смирению, уважению к жизни; в этом смысл всех искусств Будо ("Путь воина": методы боя, предназначенные для достижения высшего ментального состояния), а также индийской йоги. В этом нет кажущегося противоречия. Техника - ничто без духа. Демонстрация атлетом своей силы в упражнениях на разламывание - ничто по сравнению с тем же результатом, достигнутым человеком внешне хилым, так как в этом случае приходится признать, что кроме простой физической силы, бывает что-то еще. Неправы те, кто утверждает, что это учение о тесной взаимозависимости тела и духа слишком вязано с духовностью Востока, чтобы его могли освоить другие народы. Многих жителей Запада привлекает этот аспект, наименее связанный с практикой боевого искусства, причем таких людей больше, чем тех, кто стремится к достойному осуждения чувству превосходства или к спортивным титулам и славе. Для этих первых подлинная цель, единственная, ради которой стоит трудиться - это победа над самим собой, над своим страхом и тщеславием, над своей мелочностью и нетерпимостью к другим. Каратэ становится тогда настоящим образом жизни, направленным на полное раскрытие личности - физическое и духовное. Правда, такое каратэ не зрелищно и сначала неинтересно. Оно требует времени, практики, и даже возраста; нужно тренироваться с увлечением, избегать публичных представлений и официальных соревнований и вдохновляться примером старых мастеров Будо, история которых дошла до нас в многочисленных притчах, И которым, нужно сказать, весьма немногие из современных японских экспертов скромно пытаются подражать.
Ну и в заключение - каратэ как физическая культура. Думаю, что все согласятся с тем, что каратэ прекрасное средство для физического развития и сохранения здоровья. Многие из занимающихся каратэ и не преследуют других целей. Это очень сложная физическая культура, заставляющая гармонично работать все мышцы, развивающая гибкость как средство сопротивления, выпрямляющая позвоночник, превращающая жесткие упражнения в ежедневную работу (в противоположность дзюдо, в каратэ позвоночник всегда выпрямлен и располагается по возможности вертикально). Таким каратэ вполне могут заниматься дети, женщины и пожилые люди. Повторяемые каждое утро несколько гибких ударов руками или ногами - прекрасное средство разогрева и придания гибкости при включении в работу всех мышц и суставов для тех, которые когда-то увлеченно занимались, но потеряли юношескую энергию, занятия каратэ, точно так же как обычная физкультура, позволяют, как минимум, сохранить хорошую форму.
Все-таки нужно сказать, что углубляться только в один аспект карате и пренебрегать остальными - неверный путь и пустая трата времени. Что же касается так называемых "секретов" неуязвимости, на которые отдельные учителя все еще ссылаются с целью подержания своего престижа, то я дам всего один совет: тренироваться увлеченно и регулярно, серьезно и без ограничений- вот единственный реальный источник эффективности занятий.